Какие задачи возлагаются на судебных приставов

Статья 1. Задачи судебных приставов: В соответствии с комментируемой статьей на судебных приставов в

Какие задачи возлагаются на судебных приставов

В соответствии с комментируемой статьей на судебных приставов в Российской Федерации возлагается решение важных для государства и общества задач: 1) обеспечение установленного порядка деятельности судов; 2) осуществление исполнения актов юрисдикционных органов; 3) предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности ФССП России. Указание на последнюю задачу отсутствовало в первоначальной редакции рассматриваемой статьи и, хотя с некоторым опозданием, но вполне обоснованно появилось в соответствии с Законом N 194-ФЗ.

Первая задача реализуется судебными приставами по ОУПДС.

Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями. Предварительное расследование преступлений осуществляют дознаватели службы судебных приставов. При этом необходимо учитывать, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Нормативной правовой основой указанной деятельности наряду с Конституцией РФ и комментируемым Законом выступают УК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Указ Президента РФ N 1316, Административный регламент N 384, Инструкция N 226, а также ряд других актов. При этом согласно Административному регламенту N 384 исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры: – обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; – выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; – исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; – обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; – проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела вещественных доказательств и их сохранности; – поддержание общественного порядка в судебных помещениях; – взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; – предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел; – осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; – участие в совершении исполнительных действий.

Исходя из буквального толкования комментируемой статьи следует, что деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяется на все федеральные суды, к которым в соответствии с ч.

3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”*(2) относятся: – КС РФ, ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; – ВАС РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Поскольку в систему судов общей юрисдикции входят и мировые суды – суды субъектов РФ, то на них также должна распространяться компетенция судебных приставов по ОУПДС. В то же время остается открытым вопрос о том, возлагается ли на судебных приставов задача по обеспечению установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Приходится констатировать, что комментируемой статьей указанный вопрос прямо не решен. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства. Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве). Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как “часть суда”*(3). При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти – ФССП России, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель. Решение указанной в комментируемой статье задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения юрисдикционных актов. Согласно Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения.

Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий по исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение. Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст. 7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования на основании исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст. 1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.1 БК РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “Об исполнительном производстве”*(4) и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве. К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся Минфин России или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Из сказанного можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в комментируемой статье для целей Закона о судебных приставах в узком смысле. К недостаткам комментируемой статьи можно отнести отсутствие в ней стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.

  1. Статья 4. Судебные приставы
  2. Статья 14. Обязательность требований судебного пристава
  3. Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава
  4. Статья 23. Материально-техническое обеспечение службы судебных приставов
  5. Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава

Источник: https://jurisprudence.club/ugolovno-protsessualnoe-uchebnik/statya-zadachi-sudebnyih-53763.html

Задачи судебных приставов

Какие задачи возлагаются на судебных приставов

    Судебные приставы осуществляют свою деятельность руководствуясь прежде всего Конституцией Российской Федерации, а также законами: О судебных приставах, об исполнительном производстве, о государственной гражданской службе.

Существуют задачи судебных приставов, которые они выполняют в рамках закона о судебных приставов и закона об исполнительном производстве: охрана установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных решений и актов других органов, розыск должников, их имущества и детей, предварительное расследование в форме дознания.

    Для выполнения каждой задачи службы судебных приставов существует отдельное подразделение в службе:

Если Вам необходима бесплатная консультация юриста, обращайтесь. Форма для заполнения обращения ниже.

    ОУПДС – Расшифровывается Охрана Установленного Порядка Деятельности Судов. Эти приставы осуществляют охрану зданий судов, структурных подразделений ФССП и осуществляют привод должников в суд и в структурные подразделения.

    Приставы-исполнители – исполняют решение суда и различных органов. В основную задачу приставов-исполнителей входит принудительное исполнение решения суда и ведение исполнитеьного производства.

    Приставы-исполнители по розыску – осуществляют розыск должников, их имущества и детей.

Судебные приставы-исполнители по розыску в рамках исполнительного производства заводят разыскное дело, в котором могут содержаться личные данные и информация не подлежащая разглашению.

Именно по этому с разыскным делом не имеет право ознакамливаться даже пристав-исполнитель инициатор розыска, а тем более должник или взыскатель.

    Дознаватели – возбуждают уголовные дела, расследуют преступления. Дознаватели являются специалистами (не приставами). Они занимаются предварительным расследованием в форме дознания. Существует список статей уголовного кодекса РФ, по которым проходит работа дознавателя.

    Согласно Положению о ФССП России, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316, основными задачами ФССП России являются:

    – обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

    – организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

    – управление территориальными органами ФССП России.

    При этом следует отметить, что все задачи, за исключением последней, реализуются посредством решения корреспондирующих задач, возлагаемых на судебных приставов.

    Так, в соответствии со ст. 1 Закона о судебных приставах на судебных приставов в РФ возлагается решение важных для государства и общества задач: 1) обеспечение установленного порядка деятельности судов; 2) исполнение актов юрисдикционных органов; 3) предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

    Указание на последнюю задачу отсутствовало в первоначальной редакции рассматриваемой статьи. Однако позднее оно хотя и с некоторым опозданием, но вполне обоснованно появилось в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах”.

    Первая задача реализуется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – судебные приставы по ОУПДС). Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями. Предварительное расследование преступлений осуществляют дознаватели ФССП России.

    При этом необходимо учитывать, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

    Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

    Нормативной правовой основой указанной деятельности, наряду с Конституцией РФ и Законом о судебных приставах, выступают: Гражданский процессуальный кодекс (далее – ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс (далее – АПК РФ), Уголовнопроцессуальный кодекс (далее – УПК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 “Вопросы Федеральной службы судебных приставов”, Приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2006 г. N 384 “Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов”, Приказ Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 г. N 226 “Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительном производстве”, а также ряд других актов.

    При этом согласно Приказу Минюста России N 384 исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

    – обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

    – выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

    – исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

    – обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

    – проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности;

    – поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

    – взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

    – предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

    – осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

    – участие в совершении исполнительных действий.

    Исходя из буквального толкования ст. 1 Закона о судебных приставах следует, что деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяется на все федеральные суды, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” относятся:

    – Конституционный Суд РФ;

    – Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    Поскольку в судебную систему входят и мировые суды – суды субъектов РФ, то на них также должна распространяться компетенция судебных приставов по ОУПДС.

    В то же время остается открытым вопрос о том, возлагается ли на судебных приставов задача по обеспечению установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Приходится констатировать, что в законодательстве о судебных приставах указанный вопрос прямо не решен.

    Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.

    Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

    Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия.

Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как “часть суда”.

При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти – Федеральную службу судебных приставов, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

    Решение указанной задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.

    Согласно ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

    Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения.

Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий по исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.

    Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст.

7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай, в частности, предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст.

1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.

1 Бюджетного кодекса РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве.

К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся: Министерство финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.

    Из сказанного можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в ст. 1 Закона о судебных приставах в узком смысле. К недостаткам указанной правовой нормы можно отнести отсутствие в ней регламентации стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.

Источник: https://www.pristavy-info.ru/zadachi.html

Судебные приставы: что и как?

Какие задачи возлагаются на судебных приставов

Добрый день, сегодня мы затронем тему Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, органа входящего в ведомство Министерства Юстиции, разберемся что представляет из себя данный орган, узнаем его функции и структуру. Актуальность данной темы обусловлена правовой неграмотностью большей части населения, и я убежден, что данная статья будет полезна многим.

Для начала разберемся со структурой системы ФССП, фото представлено ниже:

Теперь разберемся с задачами и функциями:

3 задачи, возлагаемые на судебных приставов:

1.обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (иными словами, поддержание общественного порядка в зданиях судов; возможно применение легитимной силы);

2.осуществление принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (речь идет о всех судебных актах, кроме уголовных, их исполнение возложено на ФСИН);

3.

исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее – Федеральная служба судебных приставов) (как правило, связано со злостным неисполнением судебных актов);

Выделяют 2 категории судебных приставов:

1.судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

2. судебных приставов-исполнителей;

Разница между ними велика:

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов – мускулы суда, они поддерживают порядок, поэтому должны обладать определенной физической подготовкой, быть готовыми к применению силы. Судебные приставы-исполнители должны в больше мере обладать интеллектуальными способностями, должны разработать стратегию производства, направленную на исполнение судебного акта, на разрешение конфликта;

Это органы исполнительной власти. До 1997 г. исполнением судебных актов занимались сотрудники аппарата судов (т.е. представители судебной власти). Однако до сих пор определенный контроль со стороны суда остался.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому судебным приставом:

1.гражданство РФ;

2.достижение 21-летнего возраста;

3.наличие среднего общего, среднего профессионального образования; для некоторых должностей требуется наличие высшего юридического или экономического образования;

Главный судебный пристав РоссийскойФедерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ;

Минюст осуществляет координацию и контроль над ФССП.

Теперь поговорим о правах и полномочиях судебных приставов: они ограничены данным нормативно-правовым актом (N 118-ФЗ О Судебных Приставах)

однако ряд прав я все же напишу для ознакомления:

  • Принимать действия по своевременному, правильному и в полном объеме выполнению требований исполнительных документов;
  • Также судебные приставы могут предоставить для ознакомления материалы исполнительного производства, также из данных материалов можно делать выписки и снимать копии. Данные материалы предоставляются только сторонам исполнительного производства;
  • Также приставы могут рассматривать заявления сторон по исполнительному производству, рассматривать ходатайства и выносить по этому поводу соответствующие постановления, также при этом разъясняя сроки и порядки в которых можно обжаловать вынесенные постановления;
  • Также судебный пристав обязан взять самоотвод, если по ходу исполнительного производства появились обстоятельства, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности. То есть если пристав имеет заинтересованность в исходе дела, то он обязан взять самоотвод;
  • Имеет право на получение и обработку персональных данных, но есть условие, что данные необходимы ему для своевременного, правильного и в полном объеме исполнения требований исполнительных документов;
  • Пристав имеет право объявить в розыск должника по исполнительным документам, также розыск его имущества или ребенка, если исполнительный документ содержит требования об отобрании ребенка и его передаче;
  • Также пристав имеет право на осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
  • Также в ходе совершения исполнительных действий он имеет право получать нужную ему информацию, также персональные данные, любые объяснения и справки;
  • Если пристав передал к должнику по месту работы исполнительный документ, то он имеет право проверить работодателя на выполнение требований переданного документа и проверить ведется ли какая либо финансовая документация по данному документу;
  • Может давать указания как физическим лицам, так и организациям которые участвуют в исполнительном производстве необходимые поручения по вопросам касающимся совершения конкретных исполнительных действий;
  • Пристав имеет право входить в помещения и хранилища которые занимает должник или помещения принадлежащие должнику. Проводить в данных помещениях осмотры, имеет право вскрывать их, а по определениям соответствующего суда совершать действия такого же типа по отношению к хранилищам и помещениям, занимаемым другими лицами или принадлежащим этим лицам;
  • Имеет право арестовывать, изымать и передавать на хранение, а также реализовывать любое арестованное имущество, исключение составляет имущество исключенное из гражданского оборота на основании закона;

Это лишь ряд прав, вы должны понимать, что орган судебных приставов, орган обязывающий, следовательно спектр его прав достаточно широк, а это в свою очередь требует более детального ознакомления с этим вопросом, так как моя статья является лишь “верхушкой айсберга” во всем юридическом “океане”.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5db0588ad7859b00b1e97a56/sudebnye-pristavy-chto-i-kak-5db67e2243fdc000ae46922f

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Какие задачи возлагаются на судебных приставов

Судебный пристав – это должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);
  • судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Деятельность судебных приставов – государственных гражданских служащих Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела – старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,
  • защищать права граждан и государства,
  • достойно переносить трудности профессии,
  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

  • по обеспечению установленного порядка деятельности судов:  Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также
  • по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

– осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

– обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

– применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

– организует:

  • розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
  • участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
  • хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

– формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

– осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

– осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;
  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;
  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;
  • Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;
  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.
  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;
  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;
  • Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.
  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;
  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;
  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;
  • Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Обязанности судебных приставов

Обязанности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

  • Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд;
  • Поддерживать общественный порядок в суде.
  • Охранять здания суда;
  • Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание;
  • Проходить специальную подготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

обязанность пристава-исполнителя – принять все меры для исполнения решения суда.

Ответственность судебных приставов

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки.

Законодательство устанавливает следующий перечень дисциплинарных взысканий:

При этом применение других взысканий не допускается.

Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица.

До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/sudebnyy_pristav.html

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Какие задачи возлагаются на судебных приставов

Согласно Положению о ФССП России, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316, основными задачами ФССП России являются:

  • обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ. Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;
  • управление территориальными органами ФССП России.

При этом следует отметить, что все задачи, за исключением последней, реализуются посредством решения корреспондирующих задач, возлагаемых на судебных приставов.

Так, в соответствии со ст.

1 Закона о судебных приставах на судебных приставов в РФ возлагается решение важных для государства и общества задач: 1 — обеспечение установленного порядка деятельности судов; 2 — исполнение судебных актов и актов специально уполномоченных органов: 3 — предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

Указание на последнюю задачу отсутствовало в первоначальной редакции рассматриваемой статьи. Однако позднее оно хотя и с некоторым опозданием, но вполне обоснованно появилось в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах».

Первая задача реализуется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС). Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями. Предварительное расследование преступлений осуществляют дознаватели ФССП России.

При этом необходимо учитывать, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Нормативной правовой основой указанной деятельности, наряду с Конституцией РФ и Законом о судебных приставах, выступают: Гражданский процессуальный кодекс (далее – ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс (далее – АПК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс (далее—УПК РФ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ), указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2006 г.

№ 384 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов», приказ Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 г.

№ 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительном производстве», а также ряд других актов.

При этом согласно приказу Минюста России № 384 исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

  • обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
  • выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
  • исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
  • обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
  • проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности;
  • поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
  • взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел:
  • осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
  • участие в совершении исполнительных действий.

Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 410-ФЗ на судебных приставов по ОУПДС возложены обязанности:

  • по обеспечению препровождения иностранных граждан или лиц без гражданства в специальные учреждения, создаваемые в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • препровождения иностранных граждан или лиц без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЗ судебные приставы по ОУПДС обязаны также:

  • оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
  • оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Исходя из буквального толкования ст. 1 Закона о судебных приставах следует, что деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяется на все федеральные суды, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Поскольку в судебную систему входят и мировые суды — суды субъектов РФ, то на них также должна распространяться компетенция судебных приставов по ОУПДС.

В то же время остается открытым вопрос о том, возлагается ли на судебных приставов задача по обеспечению установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Приходится констатировать, что в законодательстве о судебных приставах указанный вопрос прямо не решен.

Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.

Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия.

Так, в решениях Европейского Суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как «часть суда».

При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти — Федеральную службу судебных приставов, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

Решение указанной задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения.

Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий но исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.

Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст.

7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай, в частности, предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст.

1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.

1 Бюджетного кодекса РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 197- ФЗ и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве.

К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся: Министерство финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.

Из сказанного, можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в ст. 1 Закона о судебных приставах в узком смысле. К недостаткам указанной правовой нормы можно отнести отсутствие в ней регламентации стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.

Источник: https://isfic.info/fssp/pristav02.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.