Какие права на недвижимость подлежат государственной регистрации

Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости

Какие права на недвижимость подлежат государственной регистрации

1.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. – Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является основной формой подтверждения и сохранения всех прав на недвижимость, которые существуют у различных лиц. Зарегистрированное недвижимое имущество попадает в ЕГРП, что является не просто основным, а единственным видом доказательства существования прав.

См. все связанные документы >>>

< Статья 130. Недвижимые и движимые вещи Статья 132. Предприятие >

1. Составной частью особого правового режима недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация прав на него (перехода прав на него, сделок с ним и обременений недвижимого имущества). Целью такой регистрации является установление прочной системы оборота недвижимости.

Мировой опыт убедительно показывает, что для защиты прав частных собственников на недвижимость необходимо создать формальную регистрационную систему, которая гарантировала бы надежность и гласность гражданского оборота, была бы доступна для всех участников гражданских отношений и содержала бы объективную информацию о недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению к последним. Цель такого регулирования заключается в том, чтобы обеспечить стабильность в гражданских отношениях.

Требование об отражении изменений вещно-правового положения участников в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости. Слово “государственная” означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами.

Таким органом в настоящее время является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, который закрепил объединение двух систем (государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества) и предусмотрел создание Единого государственного реестра недвижимости – свода достоверных сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и правообладателях.

В п. 1 комментируемой статьи содержится неисчерпывающий перечень прав, подлежащих государственной регистрации.

В нем говорится о том, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.

Помимо перечисленных конкретных прав, в нем также говорится об иных правах в случаях, предусмотренных ГК и иными законами. Проблема заключается в том, что нет четкого понимания, какие права являются “иными вещными правами”.

Государственная регистрация ограничений (обременений), подлежащих государственной регистрации, предусмотрена в п. 1 комментируемой статьи ГК РФ, ч. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости.

К ним относятся, в частности: ипотека, аренда, сервитут, доверительное управление, арест и другие запрещения на совершение действий с недвижимостью (ч. 6 ст. 1 названного Закона, п. 61 Порядка ведения ЕГРН).

В данном случае для осуществления государственной регистрации подаются заявления о регистрации ограничения права, обременения имущества. Исключение составляет аренда, для регистрации которой представляется заявление о государственной регистрации договора аренды, а не ограничения (обременения) (ч. 1 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 отмечено следующее.

“Положения ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации права аренды недвижимого имущества. Поэтому регистрация порождаемого договором аренды недвижимого имущества обременения вещных прав арендодателя на недвижимое имущество правами арендатора производится на основании ст. 26 Закона о государственной регистрации только при регистрации самого договора аренды недвижимого имущества.

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом как противоречащий нормам ГК РФ.

Включение сторонами в договор, не подлежащий государственной регистрации, условия о том, что он подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента государственной регистрации, противоречит нормам ГК. Такое условие является ничтожным в силу требований ст. ст. 168 и 180 ГК. Поэтому регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации такого договора”.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о возможности осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества.

В качестве примера можно привести государственный кадастровый учет недвижимого имущества, под которым понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.

3.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации прав, а государственная регистрация сделок с недвижимостью подтверждается специальной регистрационной надписью на оригинале документа, выражающего содержание регистрируемой сделки (как правило, такая надпись делается на экземпляре договора). На практике договоры составляются в нескольких экземплярах и поэтому регистрационная надпись должна проставляться на всех экземплярах договора.

Право считается зарегистрированным и, соответственно, возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, а не с даты выдачи свидетельства. Регистратор может внести запись о праве, например, сегодня, а свидетельство подготовить и подписать через неделю.

Но собственником владелец станет с даты внесения записи в реестр, даже если свидетельство получит на руки намного позже. К тому же свидетельство можно не получать, поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи оно выдается “по ходатайству правообладателя”.

Важной информацией, содержащейся в свидетельстве, являются существующие ограничения (обременения) зарегистрированного права.

Если такие ограничения (обременения) зарегистрированы в реестре на момент выдачи свидетельства, то это должно быть указано в свидетельстве.

Вместе с тем, если в свидетельстве сведения об ограничениях (обременениях) отсутствуют, это не значит, что они не могли появиться позже. Поэтому наилучшим подтверждением их отсутствия является выписка из ЕГРП по данному объекту с наиболее поздней датой выдачи.

В п. 3 ст. 131 ГК РФ указывается на то, что регистрируется как переход прав на недвижимость, так и сделки с ней, однако нет ни слова о том, в каких случаях осуществляется регистрация сделок с недвижимостью.

Таким образом, государственная регистрация признается обязательной лишь для тех сделок, в отношении которых требование о государственной регистрации прямо установлено законом. Это положение отражено и в п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г.

N 59 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

4. В п. 4 комментируемой статьи установлен принцип информационной открытости регистрирующих органов.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Причем информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Как следует из п. 1 ст.

62 Закона о государственной регистрации недвижимости, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее – запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

5. Согласно п. 6 комментируемой статьи порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В частности, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Согласно ст.

9 указанного Закона в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Органом, осуществляющим подобную регистрацию, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Перечень оснований приостановления государственной регистрации прав, указанный в ст. 26 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ, весьма обширен, однако надо обратить внимание на то, что речь идет именно о приостановлении, а не об отказе в регистрации.

Таким образом, если причины, по которым государственная регистрация приостановлена, не будут устранены в срок приостановления, в регистрации будет отказано.

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-I/Glava-6/Statya-131/

2.1.1. Права на недвижимость, подлежащие государственной регистрации

Какие права на недвижимость подлежат государственной регистрации

“Авеню” >> Электронная библиотека >> Недвижимость: ПРАВА И СДЕЛКИ

2.1.1. Права на недвижимость,подлежащие государственной регистрации

Государственной регистрацииподлежат следующие вещные права на недвижимое имущество, указанные в п. 1 ст.131 и ст. 216 ГК:

  • право собственности;

  • право хозяйственного веденияимуществом;

  • право оперативного управленияимуществом;

  • право пожизненногонаследуемого владения земельным участком;

  • право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком;

  • частный сервитут.

Система вещных правотечественного законодательства такова, что вид вещного права связан с объектоми субъектом права.

Например, на земельные участки могут существовать толькоправо собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного(бессрочного) пользования и сервитут, причем право пожизненного наследуемоговладения – только у физических лиц.

Возникновение права хозяйственного веденияили оперативного управления земельным участком законодательством непредусмотрено.

С 30 октября 2001 г. (со днявведения в действие ЗК) земельные участки могут предоставляться в постоянное(бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям,федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти иместного самоуправления (ст.

20 ЗК). Согласно ст. 21 ЗК право пожизненногонаследуемого владения земельным участком, приобретенное гражданином до введенияв действие ЗК, сохраняется. После 30 октября 2001 г. земельные участки гражданамна этом праве предоставляться не могут, но допускается переход прав понаследству.

Коммерческие и некоммерческиеорганизации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а такжефинансируемых собственником учреждений, – собственники имущества, переданного имв качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а такжеимущества, приобретенного ими по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК).

Отличные от права собственностиправа называют ограниченными вещными правами.

При необходимости сохранения правагосударственной (муниципальной) собственности имущество может закрепляться направе хозяйственного ведения или оперативного управления, а земельные участкимогут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования илипожизненного наследуемого владения.

Обременять сервитутом можно любуюнедвижимость, находящуюся в частной, государственной или муниципальнойсобственности. Таким образом, на один объект недвижимости может одновременносуществовать три вещных права, например право государственной (муниципальной)собственности и право хозяйственного ведения, обремененные сервитутом.

Государственные и муниципальныепредприятия владеют имуществом не на праве собственности, а на правехозяйственного ведения. Собственником этого имущества является РоссийскаяФедерация, ее субъект (республика, край, область, автономный округ, городаМосква и Санкт-Петербург) или муниципальное образование.

Право собственности угосударственного или муниципального предприятия не может возникнуть ни при какихусловиях. Независимо от того, строило ли предприятие само объект, приобретало линедвижимость за счет чистой прибыли, все равно имущество будет государственной(муниципальной) собственностью, находящейся в хозяйственном ведении (п.

3 ст.213, п. 2 ст. 299 ГК).

Право хозяйственного ведения вотношении недвижимости означает, что предприятие может свободно пользоваться,владеть ею (ст.

294 ГК), но распорядиться (продать, заложить, сдать в аренду)может только с согласия собственника имущества, которого представляют, какправило, органы по управлению государственным или муниципальным имуществом (п. 2ст. 295 ГК).

Однако если предприятие создано именно с целью строительства ипродажи жилья, гаражей, иной недвижимости (это устанавливается уставомпредприятия как юридического лица), то такие сделки согласия собственника нетребуют, поскольку оно выражено в уставе, утвержденном учредителем этогопредприятия.

В отношении земельных участковунитарные предприятия могут обладать только правом постоянного (бессрочного)пользования, возникшим до 30 октября 2001 г. (или перешедшим в порядкеправопреемства при реорганизации). Это право не допускает распоряжения участком.В настоящее время земельные участки могут предоставляться государственным имуниципальным предприятиям только на праве аренды.

Учреждения могут быть не толькогосударственные или муниципальные (поликлиники, больницы, школы, институты,инспекции, департаменты и пр.), но и частные. Имущество принадлежит учреждениюна праве оперативного управления.

Учреждение не вправе отчуждать или инымспособом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом,приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете собственником (п. 1 ст.298 ГК).

Земельные участки могут предоставляться государственным илимуниципальным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Существует также вещное правопользования жилым помещением проживающими в нем членами семьи собственника (п. 1ст. 292 ГК). Согласно ст. 53 ЖК к членам семьи относятся не только супруги идети, родители, но и другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы.

Висключительных случаях иные лица, проживающие совместно и ведущие общеехозяйство, также могут быть признаны членами семьи. В настоящее время указанноеправо не подлежит государственной регистрации. Законодателем предусмотрен инойспособ защиты таких прав, отличный от государственной регистрации.

Данные правасохраняются при переходе права собственности на жилое помещение к другомусобственнику (п. 2 ст. 292 ГК), а перечень лиц, сохраняющих право пользованияжилым помещением, является существенным условием договоров купли-продажи и меныжилья (п. 1 ст. 558 ГК).

Именно поэтому обязательным документом длянотариального удостоверения или регистрации сделок с жилыми помещениями являютсядокументы о зарегистрированных (прописанных) лицах – выписки из домовых книг,справки паспортных столов.

Итак, граждане могут иметьследующие вещные права на недвижимость:

  • право собственности нанедвижимость, включая земельные участки;

  • право пожизненногонаследуемого владения земельным участком;

  • право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком;

  • сервитут (на земельный участоки иную недвижимость).

Организации (юридические лица)могут иметь:

  • право хозяйственного веденияимуществом (государственные и муниципальные предприятия);

  • право оперативного управленияимуществом (учреждения, казенные предприятия);

  • право постоянного(бессрочного) пользования земельным участком;

  • право собственности наимущество и земельные участки (кроме предприятий и учреждений);

  • сервитут (на земельные участкии иную недвижимость).

Источник: http://av-ue.ru/kinipis.php?d=kinipis_2_1_1.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.