Какие организации попадают под действие 223 фз

Содержание

Закупки по 223-ФЗ: как проходят и кто в них может участвовать

Какие организации попадают под действие 223 фз

Новичкам, которые только пришли на рынок закупок, трудно сразу разобраться во всех тонкостях процедур. В итоге их заявки отклоняют, а у предпринимателей остается мнение, что честной конкуренции тут просто нет.

Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает про особенности участия в крупнейшем сегменте российских закупок — торгах по Закону № 223-ФЗ. 

Кто проводит закупки по закону 223-ФЗ?

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и организаций, которые работают в сфере коммунального хозяйства. Например, по 223-ФЗ проводят закупки “Газпром”, “Роснефть” и “РЖД”. 

В отличие от госзаказчиков субъекты Закона № 223-ФЗ тратят свои собственные, а не бюджетные деньги, но при этом их деятельность имеет большое общественное значение.

Неэффективные закупки таких компаний, могут, например, сказываться на повышении тарифов на газ или услуги ЖКХ, влиять на качество и безопасность оказываемых услуг и так далее.

Поэтому разумность закупок таких компаний контролирует государство.

В чем преимущества таких закупок для поставщиков?

Главный плюс закупок по 223-ФЗ в сравнении с контрактной системой состоит в том, что у субъектов этого закона больше мотивации выбрать действительно лучшее предложение  поставщика. Такие компании тратят собственные деньги, поэтому заинтересованы в качестве закупаемых товаров и услуг.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика и основные правила проведения конкурентных закупок, при этом оставляя заказчику право все, что не урегулировано законом, прописать в своем корпоративном положении о закупках. Таким образом, у заказчика больше инструментов для выбора контрагента с продукцией, лучшей не только по цене, но и по качеству, а это, в свою очередь, выгодно и добросовестному поставщику.

Кроме этого, для участия в большинстве закупок по 223-ФЗ поставщикам не нужно проходить регистрацию в Единой информационной системе, открывать спецсчета в определенных банках, нести другие дополнительные расходы и соблюдать различные формальности, свойственные контрактной системе.

Где искать закупки по 223-ФЗ?

Проще всего искать закупки в Единой информационной системе  или на электронных торговых площадках. Госкомпании могут проводить большинство своих закупок на любых ЭТП.

Но есть исключение — преференционные закупки для малого и среднего бизнеса проводятся на площадках для госзакупок. 

Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?

В последней редакции закона появилось норма о том, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Причем для конкурентных закупок многие правила заимствованы из закона 44-ФЗ.

Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент».  Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.

Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.

Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:

  • Аукцион.
  • Конкурс.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.

При чем в 223-ФЗ все эти способы названы торгами, в то время как Гражданский кодекс выделяет в качестве торгов только конкурс и аукцион.

В целом, для всех конкурентных закупок установлены общие правила: для каждого названного способа закупок определен  минимальный срок объявления, заказчик может отказаться от проведения закупок только до даты окончания приема заявок. Кроме того, как мы уже сказали, запрещено указание средств индивидуализации продукции, установлены правила внесения изменений в документацию о закупке и разъяснений участникам положений закупочной документации.

Поставщику очень важно знать, что в целях соблюдения требований закона заявка участника должна быть функционально разделена на две части и ценовое предложение.

Это должно обеспечить беспристрастность организатора при выборе победителя, поскольку данные о наименовании участника заказчик получает от оператора электронной площадки только на этапе формирования итогового протокола, когда выбор уже сделан.

Однако при этом и любая ошибка поставщика при подготовке заявки может стать причиной отклонения его предложения.

Закон позволяет заказчику устанавливать требование об обеспечении заявки только в крупных закупках, начальная (максимальная) цена которых составляет боле 5 млн. рублей. Кроме того, установлены сроки заключения договора с победителем, что объективно вносит определенную ясность на этом важном этапе. Договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 30 с момента публикации итогового протокола.

Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?

Большинство закупок по данному закону сейчас проводятся в электронном виде. Поэтому нужно найти подходящую закупку и пройти регистрацию на ЭТП. После этого внимательно прочитайте документацию и подавайте заявку.

На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?

Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.

Заказчики заранее публикуют перечень товаров, работ и услуг, который закупается только у малого и среднего бизнеса. И когда проводится закупка такой продукции, то круг ее участников ограничен данными субъектами. Такие закупки часто называются преференционными.

Именно они могут проводиться только на госплощадках, в то время как для остальных процедур по 223-ФЗ таких ограничений нет.

Поэтому малые и средние предприятия, желающие поучаствовать, предварительно должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в государственный реестр участников закупок и аккредитоваться на нужных ЭТП.

Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.

Есть ограничения и по сумме обеспечения заявки. Поставщику не придется изымать из оборота больше 2% от начальной (максимальной) цены закупки для обеспечения заявки и более 5 % от стоимости договора для обеспечения его исполнения.

Оператор электронной площадки не имеет право брать деньги за участие в преференционных закупках для малого и среднего бизнеса. Плату вносит только победитель такой закупки, и в размере не более 2000 рублей. 

Есть ли подводные камни или какие-то риски?

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, могут прописывать правила проведения своих закупок, которые не урегулированы законом, в положении о закупке. Поэтому поставщику подчас необходимо внимательно читать не только закон и закупочную документацию интересующей его закупки, но и корпоративное положение конкретного заказчика.

Если хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 223-ФЗ посвящен отдельный модуль программы.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b61c5aee9151400a9f492fa/zakupki-po-223fz-kak-prohodiat-i-kto-v-nih-mojet-uchastvovat-5e78d5f8dacda539a4a57d1b

Закупки по 223-ФЗ: принципы и отличия

Какие организации попадают под действие 223 фз

Статья-обзор о том, что регулирует закон 223-ФЗ, кто и как по нему работает. Рекомендуем начинающим заказчикам и поставщикам, чтобы разобраться в закупках по 223-ФЗ

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.

статьи:

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче. 

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗРамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиковУ каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупокКаждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукционНа ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП)Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителемЗаказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Основные принципы 223-ФЗ

Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  1. Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги.

Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.

Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ.

Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ. 

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.

2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство.

Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика. 

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

223-ФЗ: электронная подпись

Сертификат ЭП

Получить или продлить в УЦ СКБ Контур

Подробнее

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе.

Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Все знают про электронную подпись в госзакупках.

С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  • Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
  • Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, , а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ . А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения: 
    • за счет грантов, субсидий; 
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на  www.zakupki.gov.ru.
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1439

Вне закона: кого освободили от исполнения ФЗ № 223 – ИА REX

Какие организации попадают под действие 223 фз

Коммерческий директор электронной торговой системы B2B-Center Андрей Бойко рассказал, какие компании еще не попали под действие Закона о закупках госкомпаний.

С января 2013 года под действие Закона о закупках госкомпаний должны были попасть, но не попали ряд организаций, для которых регулируемая этим законом деятельность не являлась основной.

Что же это за организации? Из текста новелл закона это уяснить не так-то просто.

Кто освобождён от Закона № 223-ФЗ ИА REX рассказал коммерческий директор электронной торговой системы B2B-Center Андрей Бойко.

Федеральный закон от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», известный как Закон о закупках госкомпаний или просто Закон № 223-ФЗ, устанавливает правила проведения закупок для организаций, попадающих в сферу его действия.

Хотя в этом Законе и нет подробных и сложновыполнимых инструкций в формате «шаг за шагом», но всё же соблюдение его требований подчас представляет собой непростую задачу для компаний, которые раньше не занимались систематизацией своих закупочных процедур.

Особенно проблематично это тем организациям, для которых регулируемая Законом № 223-ФЗ деятельность не является основной. Частью 7 ст.

8 этого Закона для таких компаний была предусмотрена годовая отсрочка, позволяющая подготовиться к работе по новым правилам. Закон № 223-ФЗ должен был вступить для них в силу с 1 января 2013 года.

Однако 31 декабря 2012 года были внесены поправки, освобождающие часть таких компаний от обязанности соблюдать требования Закона № 223-ФЗ.

Если попытаться вникнуть в тяжеловесные формулировки поправок, то в самом общем виде можно сказать, что новеллы распространяются на два типа организаций:

— субъекты естественных монополий;

— организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации твердых бытовых отходов (для целей Закона № 223-ФЗ они называются регулируемыми видами деятельности).

Для того, чтобы организация могла освободиться от обязанности соблюдать нормы Закона № 223-ФЗ на основании этой новеллы, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1. Доля государства или муниципалитета в уставном капитале организации должна составлять не более 50%.

2. Выручка от деятельности в качестве субъекта естественной монополии и от регулируемых видов деятельности не должна превышать 10% от общей суммы выручки за предыдущий календарный год.

Из сферы действия Закона № 223-ФЗ могут быть выведены также «дочки» и «внучки» субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Для этого нужно, чтобы доля государства и муниципалитетов как в основной организации, так и в её «дочке» или «внучке» не превышала 50%, а холдинг, в который они входят, получал от деятельности в качестве субъекта естественной монополии и от регулируемых видов деятельности не более 5% от общей суммы выручки за предыдущий календарный год.

Требования по сути простые, хотя и сформулированы в законодательных новеллах в виде довольно сложных конструкций. Сложности добавляет и то, что в новой ч. 2.

1 для определения доли выручки использовано такое понятие, как «процент от общей суммы выручки от всех видов осуществляемой деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена на официальном сайте». При этом согласно новой редакции ч. 7 ст.

8 Закона № 223-ФЗ перечисленные выше организации имеют право не соблюдать в своей закупочной деятельности требования этого Закона лишь в том случае, если они опубликовали в сети «Интернет», информацию о своей выручке за предшествующий календарный год. Согласно ч. 20 ст.

4 Закона № 223-ФЗ, порядок размещения на официальном сайте информации о выручке перечисленных выше организаций и требования к такой информации устанавливаются Правительством РФ.

Однако до вступления в силу акта правительства, устанавливающего такой порядок и требования, организации вправе размещать информацию о выручке на собственных сайтах — так же, как в начале 2012 года подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ организации публиковали на собственных сайтах свои корпоративные положения о закупках.

В целом можно только приветствовать такое разумное новшество. Ведь если разобраться в новых принципах освобождения от соблюдения Закона № 223-ФЗ, то становится очевидным: в перечень новой ч. 2.1 ст. 1 включены те компании, для которых регулируемая законом деятельность является сугубо вспомогательной.

А значит, для них соблюдение его требований было бы не столько дорогой к эффективности, сколько новой головной болью. Уже почти хрестоматийным является пример организации, которая должна была выстраивать все свои закупки по принципам Закона № 223-ФЗ только потому, что на её балансе стояла котельная (осуществляющая, соответственно, регулируемый вид деятельности).

С принятием поправок в Закон № 223-ФЗ такая котельная перестает быть проблемой для организации.

Для справки:

“Действие настоящего Федерального закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена на официальном сайте;

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена на официальном сайте.”

(ч. 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ)

Источник: https://iarex.ru/articles/33543.html

Энциклопедия решений. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности и их дочерние организации: освобождение от применения Закона N 223-ФЗ

Какие организации попадают под действие 223 фз

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности и их дочерние организации: освобождение от применения Закона N 223-ФЗ

Согласно ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ действие этого Закона не распространяется (за исключением случаев, указанных в ч. 5 ст.

1 Закона N 223-ФЗ) на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (публично-правовых образований – п.п. 5, 6 ст. 66, ст.

125 ГК РФ) в совокупности не превышает 50%, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

– субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, указанные в ч. 2 ст.

 1 Закона N 223-ФЗ, если их общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе (далее – ЕИС) (п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

– дочерние хозяйственные общества вышеуказанных организаций, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в ЕИС (п. 2 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

– дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в ЕИС (п. 3 ч. 2.1 ст. 1 Закона N  223-ФЗ).

Данная норма фактически предусматривает исключение из общего правила, установленного ч. 2 ст. 1 Закона.

Для правильного применения этих положений необходимо, на наш взгляд, принимать во внимание следующее.

Во-первых, с нашей точки зрения представляется очевидным, что поскольку применение закона определенными субъектами ставится в зависимость от изменяющегося фактора – доли их выручки от регулируемого вида деятельности, а также от исполнения этими субъектами обязанности по подтверждению наличия этого фактора, возлагаемой на них самим этим законом, то данный закон на такие субъекты фактически распространяется. Исполнение указанной обязанности для освобождения от обязанности применения норм Закона N  223-ФЗ обязательно (см. также письмо ФАС России от 17.11.2014 N АЦ/46541/14). Мы полагаем, что в данном случае была допущена ошибка юридической техники при формулировании нормы. Считаем, что корректнее было бы указание, что перечисленные в этой норме субъекты вправе при выполнении предусмотренных законом условий не применять требования Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, при соблюдении одновременно двух условий, предусмотренных п. 1 ч. 2.1 ст. 1 этого Закона (на примере организаций, непосредственно осуществляющих регулируемые виды деятельности):

– выручка от регулируемых видов деятельности за последний окончившийся год составила менее 10% от общей выручки этого общества;

– общество разместило информацию об объеме выручки в ЕИС.

Иными словами, вышеуказанные юридические лица подпадают под действие Закона N  223-ФЗ, однако исключаются из числа заказчиков, руководствующихся им.

Во-вторых, в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ о хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%, и об организациях, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (в том числе в сфере естественных монополий), говорится как о разных категориях субъектов.

Однако очевидно, что на практике они могут частично совмещаться, например, если акционерное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации составляет более 50%, осуществляет регулируемые виды деятельности. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить, что ч. 2 ст.

 1 Закона N 223-ФЗ устанавливает различные основания распространения этого Закона на закупки юридических лиц, признаки, которые у отдельных организаций могут и совпадать. В этой связи оговорка п. 1 ч. 2.1 ст.

 1 Закона N 223-ФЗ относительно доли участия публично-правовых образований в уставном капитале организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, следует понимать как указание на то, что при превышении этой доли участия порога в 50% она не подпадает под исключение, даже если объем выручки от регулируемого вида деятельности не превышает 10% от общей выручки. Иными словами, законодатель исходит из того, что наличие у организации любого одного из признаков, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, достаточно для распространения на организацию действия этого Закона, точнее – признания организации заказчиком, руководствующимся этим Законом. Соответственно, хозяйственное общество, выручка которого от регулируемых видов деятельности составляет менее 10%, все равно является заказчиком по Закону N 223-ФЗ, если доля публично-правовых образований в его уставном капитале составляет более 50%.

В-третьих, согласно ч. 5 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ юридические лица, перечисленные в ч. 2.1 ст.

1 Закона N  223-ФЗ, реализующие включенные в соответствующий реестр инвестиционные проекты, которым оказывается государственная поддержка и стоимость (объем финансирования) которых превышает величину, установленную Правительством РФ, обязаны применять часть положений Закона N 223-ФЗ. Однако речь идет только о применении требований ст. 3.

1 Закона N  223-ФЗ в отношении заключения для реализации указанных инвестиционных проектов договоров на приобретение товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством РФ. Применять нормы Закона N 223-ФЗ в целом юридические лица, перечисленные в ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, не обязаны. Это видно и из того, что в п. 2 ч. 6 ст. 3.

1 Закона N 223-ФЗ они, наряду с юридическими лицами, не указанными в ч. 2 ст. 1 Закона N  223-ФЗ, на которых данный Закон не распространяется в принципе, противопоставлены заказчикам. Иными словами, юридические лица, перечисленные в ч. 2.1 ст.

1 Закона N 223-ФЗ, при выполнении требований этой нормы не рассматриваются как заказчики, в том смысле, который в этот термин вкладывает Закон N 223-ФЗ, даже при реализации описанных инвестиционных проектов. По буквальному прочтению ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, данный Закон на указанные организации все равно не распространяется, согласно ч. 5 ст. 1, ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ применяются только отдельные указанные выше положения.

Иногда на практике утверждается, что для применения ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ необходимо чтобы в уставном капитале хозяйственного общества была какая-то доля участия публично-правового образования, более нуля, но менее 50%.

Как следует из вышесказанного, это неверно: в случае отсутствия в уставном капитале хозяйственного общества доли публично-правовых образований, соответствующее основание для распространения на него действия Закона N 223-ФЗ отсутствует в принципе, и этот Закон может распространяться на данное хозяйственное общество только при наличии другого признака – осуществление регулируемых видов деятельности. Соответственно, хозяйственное общество, в уставном капитале которого отсутствует доля участия публично-правовых образований, подпадает под исключение, установленное п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России от 29.03.2013 N Д28и-367).

Из сказанного также следует несостоятельность другого, встречающегося на практике утверждения, что хозяйственные общества, не имеющие выручки от регулируемых видов деятельности, также должны размещать информацию о том, что она составляет 0% в ЕИС. Ведь и в ч. 2 и в ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ говорится об организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Следовательно, в случае, если организация таких видов деятельности не осуществляет, соответствующее основание распространения на нее действия Закона N 223-ФЗ отсутствует в принципе.

Кроме того, это обозначало бы, что этот Закон распространяется на все хозяйственные общества, налагая на них дополнительные обязательства, что очевидным образом противоречит его тексту и здравому смыслу.

Источник: https://base.garant.ru/58079511/

Кто попадает под действие Закона 223-ФЗ

Какие организации попадают под действие 223 фз

Под действие 223-ФЗ попадают следующие организации: − государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, − субъекты естественных монополий, − организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, − автономные учреждения (не путать с автономными некоммерческими организациями!), − хозяйственные общества (т.е. АО и ООО), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%; − дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущих пунктах юридическим лицам;

− дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам;

NB: Следует помнить, что у вновь созданной организации есть 3 месяца, чтобы утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке. Только после этого закупка товаров, работ, услуг по 223 ФЗ станет возможной и легитимной.

Первые 3 месяца после создания организация может осуществлять закупки в соответствии с ГК РФ. Если по истечении 3 месяцев не будет утверждено и надлежащим образом размещено Положение о закупках, заказчику следует руководствоваться нормами Закона 44-ФЗ до момента размещения Положения о закупке.

При невыполнении данных требований организации и ее должностному лицу грозят штрафные санкции.

− бюджетные учреждения при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок: а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств;

в) за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС);

− государственные и муниципальные унитарные предприятия при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок: а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (т.е. за счет собственных средств);

NB: Бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям следует помнить, что они по умолчанию являются заказчиками по Закону 44-ФЗ, и только в случае надлежащего и своевременного размещения в ЕИС Положения о закупках они вправе проводить оговоренные в законе закупки в соответствии с 223 ФЗ.

− ФГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ;

− юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 млн. рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.

Не должны проводить закупки по 223-ФЗ юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

NB: При этом важно помнить, что право освобождения проводить закупки по 223-ФЗ возникает у данных организаций только после размещения информации о соответствующем объеме выручки в ЕИС.

Специалисты компании «Корпорация Закупок» всегда готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с осуществлением закупочной деятельности согласно 223-ФЗ: должна ли ваша организация работать по 223 ФЗ, какую информацию следует подготовить и разместить в ЕИС, а также оказать содействие в подготовке и размещении всех документов, необходимых для корректного осуществления закупок по 223-ФЗ.

© Все права защищены.
“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2014 – 2020 г.

Источник: https://zakupki223.net/kto-popadaet-pod-deystvie-zakona-223-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.